Главная> Аналитика> Исследования, комментарии>Отраслевой обзор. Авиаперевозки 1 полугодие 2021

Отраслевой обзор. Авиаперевозки 1 полугодие 2021

Дата публикации
28.07.2021
Тема
Обзоры рынков
Автор
Тюрин В.Ю.

Росавиация опубликовала статистические данные о перевозке пассажиров за 1 полугодии 2021 года.

Динамика авиаперевозок первое полугодие 2019 – 2021 гг.

График_Динамика авиаперевозок.JPG

Источник: Федеральное агентство воздушного транспорта.

Авиаперевозки в первом полугодии 2021 года выросли на 75% по отношению к «ковидному» 2020 году, при этом этот показатель все еще ниже на 23% по отношению к аналогичному показателю 2019 года.

ТОП5 авиакомпаний России.JPG
Источник: Федеральное агентство воздушного транспорта.

Лидеры рынка авиакомпаний перевозчиков перевезли за 1 полугодие 2021 года перевезли 35,5 млн. пассажиров, что на 75% больше аналогичного показателя за 2020 года. Данный показатель позволяет сделать прогноз, что по итогам 2021 года можно рассчитывать на рост. В тоже время до показателя до «ковидного» 2019 года перевозки не дотянут.

Среди «лидеров» рынка, только одна компания из пятерки, смогла приблизиться к показателям до «ковидного» года. Компания S7 за 1 полугодие 2021 года перевезла 8,12 млн. человек, это на 0,5% меньше аналогичного показателя 2019 года. Что касается флагмана отечественных пассажирских перевозок группы «АЭРОФЛОТ», то все компании в группе перевезли 18,5 млн. пассажиров, что на 32,4% меньше аналогичного показателя 2019 года. Причина очевидна, пока сильно ограничены международные авиперевозки.

График_ТОП5.JPG

Пассажирские авиаперевозки в первом полугодии 2021 года показывают рост по отношению к аналогичному показателю 2020 года. В случае если ситуация с ограничениями на передвижения в странах Европы будет улучшаться, то можно ожидать еще небольшого прироста во втором полугодии 2021. Выйти же на показатели 2019 года в текущем году маловероятно и достигнуть этих цифр можно ожидать не ранее 2 полугодия 2022 года.

МАКС — 2021

XV Международный авиационно-космический салон МАКС-2021, проходивший в период с 20 по 25 июля 2021 года, завершил свою работу.

Авиасалон МАКС в 2021 году проходил в условиях, когда пандемия новой коронавирусной инфекции существенно сократила возможности для международного присутствия. Несмотря на все негативные факторы, выставка сохранила масштабное представительство как российских, так и зарубежных компаний. Свои экспозиции разместили 538 российских компаний и 91 иностранный участник из 20 стран. Подлинным прорывом для МАКС стало использование гибридного формата, который позволил привлечь 202 зарубежных компании из 53 стран. Таким образом, в выставке приняли участие 831 экспонент из 56 стран мира.

МАКС-2021 стал местом проведения премьерных показов мирового масштаба. Впервые широкой общественности был представлен среднемагистральный лайнер МС-21-310, оснащённый отечественными двигателями ПД-14. Премьерой МАКС стал региональный турбовинтовой самолёт Ил-114-300. Ещё одна новинка – лёгкий многоцелевой самолёт «Байкал». Холдинг «Вертолёты России» представил модернизированные вертолёты Ми-171А3 для работы на оффшорных нефтяных платформах, Ка-32А11М с обновлённой силовой установкой, новым бортовым радиоэлектронным оборудованием и системой пожаротушения СП-32, а также «Ансат-М» с увеличенной дальностью полёта. «Объединенная двигателестроительная корпорация» представила проекты турбовальных двигателей ВК-650В и ВК-1600В, а также демонстратор газогенератора двигателя ПД-8, создаваемого для использования в составе силовой установки самолёта SSJ-New.

Интерес к самолетам Sukhoi Superjet 100 проявили российские авиакомпании. В первый день МАКСа были подписаны контракт и соглашения о поставках 58 таких машин.

Компания «ПСБ Лизинг» заключила твердый контракт на покупку 15 самолетов, которые затем будут переданы в аренду авиакомпании «Россия», входящей в группу «Аэрофлот». Передача состоится до конца этого года. В планах группы «Аэрофлот» — сделать авиакомпанию «Россия» крупнейшим по количеству эксплуатируемых самолетов отечественного производства перевозчиком в стране. В том числе за счет передачи «России» ранее закупленных «Аэрофлотом» самолетов Sukhoi Superjet 100. В настоящее время в парке «России» 36 этих машин, до конца года, как заявляется, их станет 66. Ранее сообщалась, что в планах «России» — довести количество Sukhoi Superjet 100 в своем парке до 150 единиц, а самолетов МС-21 — до 85. Предполагается, что первый МС-21 встанет в расписание авиакомпании уже летом следующего года, в связи с чем она начала готовиться к эксплуатации этих машин.

Соглашения о намерениях на поставку заключили авиакомпании Red Wings (25 самолетов; поставка в 2021–2022 годах), авиакомпания «Азимут» (десять самолетов, поставка до 2026 года) и авиакомпания «Аврора» (восемь самолетов, поставка в период с 2022 по 2024 год). В последнем случае эксплуатировать Sukhoi Superjet 100 будет Единая дальневосточная авиакомпания, создаваемая на базе авиапредприятий ДФО.

Поскольку объем производства самолетов Sukhoi Superjet 100 в этом году составит 23 единицы, а в следующем — 18, в 2022-м заказчикам будут переданы десять самолетов, ранее бывших в эксплуатации.

Авиакомпания «Россия» и корпорация «Иркут» подписали меморандум о взаимопонимании по вопросам ввода в эксплуатацию самолётов МС-21 в авиакомпании «Россия». Стороны согласовали план, включающий перечень мероприятий для обеспечения эффективной эксплуатации самолётов МС-21 в начальный период и поэтапного доведения эксплуатационных характеристик самолёта до проектных значений.

В настоящее время совместно разрабатывается модель осуществления оперативного технического обслуживания самолётов, ведутся переговоры с провайдерами услуг для выстраивания системы поддержания лётной годности МС-21. В авиакомпании начата работа по формированию единого плана обучения и ввода в строй персонала для обеспечения эксплуатации МС-21. Всего планируется обучить в 2022 году до 24 лётных экипажей.

Государственная транспортная лизинговая компания, ПАО «Ил» и авиакомпания «Аврора» заключили в рамках МАКС-2021 соглашение о намерениях на поставку в лизинг 19 самолётов Ил-114-300. Самолёты обеспечат авиационную мобильность в труднодоступных районах Севера, Дальнего Востока и Сибири.

Поставки Ил-114-300 позволят начать программу обновления флота на региональных маршрутах макрорегиона. Задачей инвестиционного проекта в целом является стимулирование приобретения до 2025 года 45 воздушных судов для Дальневосточного федерального округа (Суперджет 100, Ил-114-300, L-410 NG и ЛМС «Байкал»).

Всего по итогам выставки корпорация «РОСТЕХ» заключила соглашения на поставки 161 единицы авиатехники. ОАК поставит заказчикам 58 самолетов Sukhoi Superjet 100 и 19 региональных Ил-114-300. «Вертолеты России» заключили соглашения на поставку 84 вертолетов, в числе которых Ми-171А3, Ка-62, Ми-38, Ми-8, «Ансат».


Подготовил Тюрин В.Ю., Консультант по финансовым рынкам ФБК