Обзор публикаций за 12 апреля 2011 г.

дата
12.04.2011

«Российская газета» анализирует прогноз Минэкономразвития на 2012-2014 годы, согласно которому российскую экономику ждет замедление. В следующем году темпы роста ВВП будут ниже, чем в этом – 3,5 процента против 4,2 процента. И меньше, чем планировалось раньше на 2012 год (3,9 процента). «Минэкономразвития правильно делает, что закладывает в прогноз скромные цифры по росту экономики, но даже они могут показаться хорошими при низкой инвестиционной активности», - прокомментировал директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Эксперт не исключает, что темпы прироста ВВП окажутся нулевыми. По его словам, за два первых месяца этого года инвестиции просели даже по сравнению с низкой базой прошлого года. «В январе они упали к такому же периоду прошлого года на 4,7 процента, в феврале - на 0,4 процента. Ощущения, что динамика изменится, пока нет, инвестиции – вещь инерционная, и если тенденция падения продолжится, она перекинется и на следующий год», - предупреждает Николаев. При этом он подчеркнул, что при снижении нефтяных цен возможностей для инвестиций становится еще меньше. «При снижении стоимости нефти со 105 до 93 долларов за баррель курс будет падать – примерно до 32 рублей за доллар. Надежды, что рубль поддержит приток капитала, нет: за первый квартал этого года отток составил более 21 миллиарда долларов», - резюмировал эксперт.

Журнал «Генеральный директор» публикует комментарий руководителя практики финансовых расследований «ФБК Право» Александра Сотова к закону «О полиции». По мнению эксперта, в жизни бизнеса с принятием закона принципиально ничего не изменится. «Это не более чем ребрендинг. Если мы назовем сборную России по футболу Суперсборной, она от этого не будет лучше играть. В случае с милицией – полицией то же самое. Тем более что кадры остались старые», - комментирует Сотов. Он подчеркнул, что в новом законе нет норм, которые бы принципиально отличали полицию от ушедшей в историю родной милиции. «Можно, конечно, вдаваться в детали, взвешивать мелкие плюсы и минусы, но сути это не меняет. Все останется как было», - продолжает эксперт. Правда, по его словам, принятую версию ни в коем случае не стоит считать окончательной. Как предполагает Сотов, в ближайшие полгода закон подвергнется весьма существенной корректировке. В первую очередь, по мнению эксперта, должна измениться структура правоохранительных органов: большинство сотрудников полиции выведены за штат, и неясно, что будет дальше. После того как структура сформируется, полномочия органов внутренних дел могут быть расширены (например, в области борьбы с экстремизмом и терроризмом). «Но это остается всего лишь прогнозом, поскольку закон только вступил в силу», - резюмировал Сотов.

Вести.ru отмечают, что «серые» зарплаты остаются серьезной проблемой для российской экономики. По данным профсоюзов, их доля составляет 50%., а по данным главы Росстата Александра Суринова, на сегодня в «серой» экономике задействовано почти 13 млн. человек и на ее долю приходится порядка 16% ВВП. По мнению директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, это прямо связано с реформой страховых выплат. Как отметил эксперт, повышение ставок страховых взносов с 26 до 34% с 1 января 2011 года сказалось на повышении доли «серых» зарплат, и без того начавшей расти в условиях глобального экономического кризиса. «Сейчас, как известно, власти готовят решения по снижению этой ставки. Но и после ее уменьшения добиться сразу сокращения объема «серых» зарплат не удастся: уйти в «тень» для предпринимателя легче, чем из нее выйти», - комментирует Николаев. По его оценкам, сегодня на долю «конвертируемых» зарплат в России приходится от 30% до 50%.

GZT.ru анализирует результаты проверки Счетной палатой эффективности расходования средств на госзакупки в 2009–2010 годах, согласно которым наблюдается снижение конкуренции – несмотря на непрерывную коррекцию законодательства. В этой связи ведомство предлагает вернуться к идее Федеральной контрактной системы, ранее раскритикованной антимонопольной службой. Разработка системообразующего федерального закона о государственных и муниципальных закупках, по мнению экспертов Счетной палаты, могла бы стать одной из мер по исправлению ситуации. При этом особо подчеркивается, что речь идет не о правках уже существующего закона, а о новом документе, который придет на смену 94-ФЗ и станет базой формируемой по решению президента и премьер-министра Федеральной контрактной системы (ФКС). «Замена закона о госзакупках Федеральной контрактной системой все равно не поможет избавить сферу госзакупок от коррупции», - уверен партнер компании ФБК Игорь Николаев. Кстати, по словам эксперта, впервые разговоры о ФКС он услышал еще в середине 1990-х. «Это более правильная система организации госзакупок, которая не только регулирует торги, но и предусматривает планирование и отслеживание результатов», - отметил Николаев в разговоре с GZT.RU. Но, по его мнению, решить вопрос она не сможет, сделав процесс получения откатов лишь «чуть менее удобным». «Не меняется мотивация чиновников, которые нацелены не получение взяток. И если в рамках ФКС от них потребуется обосновать необходимость какой-либо закупки, они ее с легкостью обоснуют», - резюмировал эксперт.

Рекомендую
 
Отправить заявку
E-mail*
Контактная информация
Кто Вы? Как с Вами связаться? (телефон, Skype, другие способы связи)
Вопрос*
Введите символы с картинки*
* - Поля отмеченные звездочкой,
обязательны для заполнения