Эксперты экономического клуба ФБК – об экономике Москвы

дата
19.06.2018

В чем источники благополучия Москвы, как устроена уникальная экономика столицы, где находятся ее болевые точки и слабые звенья обсудили известные экономисты, ведущие урбанисты и информированные социологи на заседании Экономического клуба ФБК.

01.JPG

Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев сопоставил, как в 2011-17 годах развивалась Москва и российские регионы. Если верить статистике, то по основным макроэкономическим показателям динамика роста в регионах опережала столичную. Например, промышленное производство в Москве сократилось за эти годы примерно на 2%, в то время как в среднем по России не более чем на 1,2%. Розничная торговля в столице упала на один процент, но выросла в стране на тот же процент. И даже по платным услугам среднероссийская динамика выше московской. А вот по строительству и грузообороту, ка отметил Игорь Николаев, москвичи «впереди планеты всей»: рост на 3,6% и 14% соответственно. В целом по России же грузооборот вырос всего на два процента, а индекс строительства и вовсе упал на один процент.

С ним не согласилась профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Наталья Зубаревич. По ее мнению падение промышленного производства в Москве вполне естественно, оно выводится в регионы и столица уже никогда не станет индустриальным городом. Но при этом в Москве все эти годы сохранялся высокий уровень инвестиций. «Так в 2017 году 30% всех инвестиций в российскую экономику приходилось на столицу. Поэтому все в Москве довольно-таки неплохо. Она продолжает богатеть и отрываться от остальной страны, как по бюджету,  так и по объему экономики», – подчеркнула Наталья Зубаревич.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, член Градостроительного совета Фонда «Сколково» Михаил Блинкин в свою очередь рассказал, что Москва занимает первое место в мире по отношению платежей населения к расходам города на развитие дорожной инфраструктуры. На плечи столичных автомобилистов ложится лишь 18% расходов. В Германии эта цифра больше 100%, в США – от 80%. При этом расходы на дороги в Москве в 40 раз больше, чем в целом по стране. И все равно их не хватает, город задыхается от машин: им негде ездить, негде стоять. «На один автомобиль, а всего в Москве их 4 миллиона, у нас приходится 25 квадратных метра асфальта, в США – до 250 квадратных метров, в Европе 80-150 квадратных метров. Город не приспособлен для такого количества автомобилей, что мы и наблюдаем ежедневно стоя в пробках. Изменить ситуацию только дорожным строительством физически невозможно, поэтому, в итоге решать вопрос придется, скорее всего, непопулярными для автомобилистов решениями, а готовые рецепты уже есть», – отметил Михаил Блинкин. В качестве примера он привел Сингапур, где количество автомобилей в городе строго ограниченно. Чтобы стать автовладельцем, там нужно купить на аукционе  специальный ваучер. Их количество лимитируется, а цена может в несколько раз превышать стоимость самой машины. А тех, кто все-таки смог купить автомобиль в Сингапуре ждет еще платный проезд по всем дорогам города.     

Оценивая настроения москвичей, их восприятие текущих проблем эксперт Левада-центра  Денис Волков выделил несколько групп проблемных вопросов, влияющих на отношения к городским властям. К ним относятся работа общественного транспорта, пробки, парковки, цены, пенсии и льготы. Каждая тема имеет разную динамику: общественным транспортом люди довольны, пробками и платными парковками наоборот. Однако в целом популярность Сергея Собянина за годы его работы значительно выросла. «Если в начале работы мэра им были довольны лишь 29% москвичей, то сегодня эта цифра поднялась до 50%, а число недовольных не изменилось и составляет около 10%. При этом 35% жителей столицы видят Собянина следующим градоначальником», – рассказал Денис Волков.

Экономический клуб ФБК - уникальная дискуссионная площадка, которая предоставляет возможность представителям масс-медиа встречаться с известными экономистами, политиками и чиновниками для профессионального обсуждения широкого круга экономических вопросов.

Рекомендую
 

Отправить заявку
E-mail*
Контактная информация
Кто Вы? Как с Вами связаться? (телефон, Skype, другие способы связи)
Вопрос*
Введите символы с картинки*
* - Поля отмеченные звездочкой,
обязательны для заполнения